Сколько стоит товар, если нет ценника или цена указана неверно

     Ответ на вопрос о стоимости товара без ценника, по российскому законодательству и по состоянию на начало 2012 года, очень прост (впрочем, если до настоящего времени гражданский кодекс не изменялся и не переписывался Закон “О защите прав потребителей”, то все действительно по настоящее время). Товар стоит нисколько, так как согласно Статьи 10 Закона “О защите прав потребителей”: “Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;”. Таким образом, продавец немедленно должен выставить ценник или убрать товар с прилавка. В противном случае, возникает административное правонарушение, согласно Статья 14.8 КоАП Нарушение иных прав потребителей.

     Что же такое ценник? Ценник (другими словами, цена товара) согласно Гражданском Кодексу (Статья 426 ГК) является одним из условий публичного договора. Согласно Статье 492 ГК договор розничной купли-продажи является публичным договором, а публичный договор является обязательным при розничной торговле, и согласно статье 426 ГК отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Согласно той же статьи 426 при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 “статьи 445″ ГК. Пункт 4 статьи 445 гласит: “Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом (он же, ГК) или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.”

     Согласно ГК (Статья 432) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Цена – это существенное условие. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В Статье 494 ГК четко (что не везде в российском законодательстве встретишь) написано: “Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.” Значит ценник обязателен.

     А если цена указана неверно, и более того вам уже продали товар по более высокой цене? Ответ: вас обманули (точнее обсчитали). По этому поводу существует статья 14.7 КоАП (а в советское время было уголовное наказание). Дословно привожу статью КоАП: “Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.” (Статья 14.33 посвящена недобросовестной конкуренции).

     Возвращаясь к статье 445 ГК, в случае выкладывания товара на прилавки (тем самым сделав предложение (оферта) обязательно с ценой, иначе возникает правонарушение) продавец обязан продать товар по цене, указанной в ценнике. Ценник есть публичная оферта (предложение заключить публичный договор). Иначе, действия продавца можно расценить как уклонение от заключения публичного договора и должен возместить убытки. Убытками для покупателя являются разница в цене и моральный ущерб.

     В итоге предпринимателя штрафуют, а вам возмещают убытки.

     По поводу морального ущерба, в Статье 15 Закона “О защите прав потребителя” сказано:

“Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.”

      Какие существуют инструменты воздействия потребителя на продавца?

     Во-первых, сначала необходимо попросить кассира продать товар по цене, указанной в ценнике. В случае отказа, попросить администратора вместе с книгой отзывов и предложений. Этого должно быть достаточно для удовлетворении вашей просьбы продать товар по цене в ценнике и соблюдения законодательства. Известно, что книга отзывов и предложений (жалобная книга) является документом, который осматривается (не коррумпироваными) проверяющими органами, и может быть ими наложен штраф и без ваших дальнейших действий. Поэтому продавец всегда соглашается удовлетворить вас. Но бывает так, что продавцы по каким-то причинами (упрямость, незнание, коррупция, тупость продавца) не идут вам на уступки. Вы можете предпринять усилия и продолжить воздействие на продавца, обратившись в Роспотребнадзор (вам вернут переплату, а продавца накажут), а если еще хотите возмещение морального ущерба, обращаетесь в суд. В последнем случае, не забудьте взять номер телефон очевидца и/или сфотографировать ценник с чеком. А также не забывайте, что в соответствии со статьей 17 Закона “О защите прав потребителей” и ст. 333.36, ч.2., п.4 НК РФ, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении прав потребителей.

2 Responses to Сколько стоит товар, если нет ценника или цена указана неверно

  • Александр says:

    Интересно, как написать в Роспотребнадзор по поводу того, что нет ценника? Хочу получить товар бесплатно!

  • admin says:

    В Роспотребнадзор или в полицию (милицию) обращайтесь, если вас обсчитали, в том числе в связи с продажей товара не по цене в ценнике, а если ценник отсутствует, товар не может быть продан и его нельзя выставлять на витрину.

Leave a Reply